среда, 20 августа 2014 г.

Концепции сексуальности

Человеческая сексуальность - явление сложное, глубокое и разностороннее. Настолько же разносторонняя, как является разносторонней человеческая личность в целом.
Поиск многомерного подхода к человеку в русле гештальт-подхода привел Сержа Гингера к символическому изображению человека на пентаграмме. Человек вписанный в пятиугольник восходит, по крайней мере, к знаменитому рисунку Леонардо да Винчи "Витрувианский человек", иллюстрирующему пропорции человеческого тела и их соотношение с пропорциями в архитектуре. Гингер применил пентаграмму, чтобы наглядно и неаналитично представить тот многомерный подход к человеку, который характерен для гештальта. Греческие буквы на пентаграмме условно соответствуют начальным буквам французских слов, представляющих пять измерений человеческой жизнедеятельности:

  1. Физическое измерение. Тело, сенсорика, моторика.
  2. Аффективное измерение. "Сердце", чувства, отношения с близкими людьми, любовь
  3. Рациональное измерение. "Голова". Мысли и творческое воображение., 
  4. Социальное измерение. Отношения с другими людьми, отношения в социальных группах и культурное окружение.
  5. Духовное измерение. Место и значение человека в космосе и глобальной экосистеме.
Различные научные подходы к человеческой сексуальности очень часто уделяют внимание одному-максимум двум измерениям пентаграммы Гингера.
Сексуальная медицина кладет в основу сексуальности телесное измерение. В соответствии с этой концепцией врачи урологи, эндокринологи, неврологи пытаются из фокуса своих представлений помогать решать людям сексуальные проблемы. Подход крайне неэффективный.
Аффективное измерение кладется в основу разных концепций сексуальности, начиная с гедонистических возрений эпикурейства. По выражению Шопенгауэра, античный гедонизм следует принципу "лучшее для рода находится там, где индивиду случается обнаружить максимум удовольствия". Любовь - как основной смысл сексуальности рассматривается и в этических воззрениях, которые противопоставляют высшую любовь, низшим ее проявлениям, связанным с телесным аспектом. Так что высшие проявления сексуальности - в аскезе и аффективное измерение имеет самостоятельное значение и в высших своих формах реализуется без участия тела.
Социальное измерение оказывается в основе оригинального взгляда на сексуальность, предложенного М. Фуко. Фуко считал, что именно власть занималась производством специфического дискурса сексуальности, который, в свою очередь, конструировал нормы сексуального поведения, с целью контроля над человеческим телом и через него контроля над человеческой сексуальностью и человеком. Фуко полностью отвергал биологическую обусловленность сексуальности, показывая пути ее конструирования на европейском материале XVII-XIX вв.
Сексуальность как основу духовного измерения человека предлагают некоторые восточные и современные эзотерические учения. Секс рассматривается как некоторая практика, приводящая к высшим духовным состояниям.
Гештальт терапия рассматривает человека в целостности его всех измерений и поэтому предлагает очень взешенный и гармоничный подход к пониманию сексуальности.
Близкие идеи выдвигает С. Агарков и Е. Кащенко в тривиумальной концепции. Где рассматривается единство соматосексуального, психосексуального и социосексуального в человеческой сексуальности.

Комментариев нет:

Отправка комментария